Сайт учителя истории Ларисы Синяевой




Главная » Статьи » Мои статьи |
Реформа школьного образования ставит во главу угла умение школьников учиться, то есть приобретение метапредметных компетенций. Главную роль в формировании метапредметных компетенций играют УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Сформировать их и развить можно только через организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома. С этой целью автор разработала мультимедийные презентации, которые играют роль дидактического пособия для школьников. Автор попыталась дать ответы на вопросы: как изменилась презентация, как организовать с ее помощью познавательную деятельность школьников? Автор показала высокие результаты развития метапредметных компетенций учеников. Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически все мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчеркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно»[1]. Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, — а ведь именно это и нужно в жизни. Мультимедийная презентация - дидактическое пособие Специалистами подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками самостоятельной познавательной деятельности, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Помочь учащимся в этом должна была система заданий, разработанных в авторском Сборнике мультимедийных презентаций. Содержательной стороной данной системы заданий стала история России с древнейших времен до конца XVI века. Суть авторской находки – превращение мультимедийной презентации в дидактическое пособие для организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью ученика. В этом случае меняется содержание презентации: 1-й слайд содержит тему урока, информацию об авторе программы и учебника, класс, дату (автообновление). 2-й слайд – план урока: I. Повторяем тему «……» II. Изучаем новую тему: 1)………. 2)………. 3)……….. т.д. III. Контроль: стр…… «5» - в. 3. «4» - в. 1. Тесты (выбор ученика) IV. Домашнее задание:……….
Слайд содержит информацию или ссылку на информацию и задание по обработке информации. Учащиеся преобразуют текст учебника в таблицу, делают вывод. Затем знакомятся с дополнительным материалом об обороне русских городов, в парах делятся своими впечатлениями. Важно: 1). При подготовке данного слайда презентации: - лаконичность текста на слайде. - рисунок соответствует тексту, придает ему эмоциональную окраску. - задание конкретное с обязательной проверкой (используется анимация). - побуждение учеников к говорению (работа в парах). 2). Результат самостоятельной работы учащихся: - максимально приближен к выполнению задания. -мотивирует учащихся (удачно выполненное задание добавляет баллы к конечному результату урока (контролю). При такой системе оценивания учащихся отрицательных отметок не бывает. Кроме того, все учащиеся получают свою отметку за работу на уроке. Вывод: При такой организации урок проходит, как говорится, на одном дыхании. Ученики в течение урока множество раз меняют виды и формы работы, это позволяет поддерживать их интерес и работоспособность на высоком уровне. Не забывать: 1). О санитарно-гигиенических нормах работы с экраном! 2). О Физминутке (заложена на одном из слайдов). Результативность опыта. В ходе апробирования Сборника осуществлялся мониторинг метапредметных компетенций учащихся. Выбор методики: анализ самостоятельной работы учащихся. При проведении диагностики использованы «Требования к уровню подготовки по истории выпускников общеобразовательных учреждений основного общего образования». Диагностика проводилась в 6Д классе. Выполняли работу 20 человек.
Диагностика показала положительную динамику развития навыков самостоятельной работы учащихся. Так выходная диагностика показала, что все учащиеся справились с работой (100%), качество знаний возросло с 60% (входная диагностика) до 80% (выходная диагностика). Качество обученности 5Д – 6Д класс 2012 – 2014 гг.
Во втором полугодии 2013-2014 учебного года качество обученности школьников повысилось на 10%. Считаю, что основанием к такому повышению качества обученности послужил авторский Сборник мультимедийных презентаций, разработанный к курсу История России с древнейших времен до конца XVI в. Программа, учебник А.А. Данилова «СФЕРЫ» Сборник поддерживает систематическое изложение учебного материала, одновременно углубляя и расширяя его, что придавало интерес учащимся. Следует отметить и то, что дети уже в VI–классе пытаются мыслить системно. Они начинают понимать, что история не является простым нагромождением событий, дат и личностей, что историю необходимо изучать как систему. Замечено, что учащиеся, пропустившие уроки, стремятся наверстать упущенное. Они могут найти мультимедийную презентацию пропущенного урока на персональном сайте учителя, что помогает им усвоить пропущенную тему. К результатам применения Сборника можно отнести и повышение уровня познавательного интереса к истории. Учащиеся стремятся к самостоятельной внеурочной деятельности по предмету. Они пробуют силы в написании рефератов, участвуют в конференциях и конкурсах. Устойчивые положительные результаты опыта обусловлены качественными мультимедийными презентациями, представленными в форме дидактического материала, который позволяет в системе наращивать метапредметные компетенции школьников, а так же способствует прочному усвоению знаний, так как ученики добывают их сами.
Сноски 1. Сполат Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Библиографический список 1.Жарова Л.В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся» - Л., 1982. 2.Захарова И.Г.Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 3.Сполат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: Издательский центр «Академия», 2001. Интернет – источники: Сполат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования http://narod.yandex.ru/disk/5776758001/novye-pedagogicheskie-i-informacionnye.rar.html
Источник: http://Статья Л.А. Синяевой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 332 | | |
Всего комментариев: 0 | |