Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Учительский
сайт
ФАКТОР
Сайт учителя истории Ларисы Синяевой
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » Мои статьи

Дебаты - педагогическая технология развития критического мышления школьников>>>

Дебаты – педагогическая технология развития критического мышления школьников               

                                                                                  Л.А. Синяева МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан

 

Критическое мышление – основа дебатов

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года нацеливает общеобразовательные  школы  на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть на ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Среди таких ключевых компетенций выделяется социально-гражданская компетенция, которая связана с формированием у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Одним из компонентов этой социально-гражданской компетенции являются навыки критического мышления и коммуникативные умения.     

Современный ученик должен не только обладать знаниями, но уметь получить эти знания, владеть способами презентации этих знаний. Он должен суметь сформулировать собственную позицию по отношению к общественным проблемам, и быть готовым эту позицию отстаивать.

Эффективным способом формирования критического мышления, толерантности и развития коммуникативной компетенции являются дебаты. Дебаты делают ученика субъектом учебного процесса, создают условия для формирования нового опыта социокультурного взаимодействия[1].

Критическое мышление является основой дебатов. Дебаты учат критически воспринимать окружающий мир, они учат смотреть с разных точек зрения, оспаривать те или иные убеждения, исследовать факты, выстраивать логическую цепочку. Дебаты учат организовывать свои мысли, представлять их точно и убедительно, открывая все грани наших интеллектуальных способностей.

Дебаты как новая педагогическая технология

Дебаты вносят незаменимый вклад в развитие образования.
В. М. Монахов дает определение дебатам как  «…педагогической технологии - продуманной во всех деталях модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечиванием условий для учащихся и учителей»[2].

Данное определению позволяет определить дебаты как   образовательную и педагогическую технологии. Использование технологии дебатов повышает  уровень успеваемости, происходят позитивные изменения личностных качеств и поведения учащихся. На уроках ответы учащихся отличаются всесторонним подходом, глубоким анализом, ученики творчески подходят к выполнению  домашнего задания.  Все это способствует более глубокому пониманию темы,  изучаемого предмета.

Во время  публичных выступлений ребята чувствуют себя  уверенно. Технология дебатов создает условия для проявления лидерских способностей.

Принципиальным отличием дебатной технологии является ориентация не на знания, а на приобретение учеником позитивного опыта самостоятельной работы. Владение и оперирование различными приемами и методами техники дебатирования позволяет более свободно ориентироваться в любой ситуации и находить эффективные решения и выходы. Гибкость мышления позволяет избежать стереотипности в мыслях и действиях. Между тем именно открытость и гибкость представлений являются неотъемлемой чертой интеллекта нашего времени.

Кроме того, при применении дебатной педагогической технологии охватывается большой объем материала.

Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения (например, на уроке истории: «Аграрная реформа П.А. Столыпина была неудачной»).

Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.

Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

Кейсы команд. Каждая команда создает свой кейс, включающий аргументы, поддержки и доказательства, перекрестные вопросы.

Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

Перекрестные вопросы. Каждый участник получает  возможность отвечать на вопросы оппонента.

Основные этапы проведения дебатов

Подготовительный этап (за неделю до проведения дебатов):

- формирование команд (6–8 человек);

- формулировка тезиса;

- команды получают задание подготовить кейсы;

- разрабатываются правила дебатов, этикет проведения дебатов;

- оформление дебатов: бейджи для команд, фишки двух цветов для зрителей, песочные часы, гонг;

Проведение  дебатов

- строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
- строгое следование критериям оценки команд и выступающих.

Заключительный этап

- подведение итогов дебатов;

- рефлексия.

Дебатная технология позволяет предельно активизировать класс при подготовке и проведении урока, так анализ  эффективности использования технологии дебатов  позволил  сделать вывод,  что на уроках истории и обществознания  у 83% школьников повышается активность,  87  % детей утверждают, что на таких уроках им интереснее, чем на обычных.

Дебаты позволяют органически провести межпредметные связи, увязать новый материал с ранее пройденным. Таким был урок истории в 9 классе по теме «Политика перестройки: первые шаги (приложение 1).


Сноски и примечания

1. http//www.auditorium.ru/books/1616/ Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам.

2. file:\дебаты\Омаров Н-Б.htm.

Список использованной литературы и источников

Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. – М.:БОНФИ, 2001.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент»,1995.

Интернет:

file:\дебаты\Омаров Н-Б.htm.

http//www.auditorium.ru/books/1616/ Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам.

http://irinabelyakova.rusedu.net/post/3305/33083

Категория: Мои статьи | Добавил: Лора (05.12.2013) | Автор: Лариса Синяева E
Просмотров: 1544 | Теги: дебаты, критическое мышление школьников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
���� ��� windows 7, portable ����, ������� ����������� ������������ ����� ���������