Сайт учителя истории Ларисы Синяевой
Главная » Статьи » Мои статьи |
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ Л.А. Синяева учитель истории МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан Амурского района Хабаровского края Компетентностный подход в образовании Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Лебедев О.Е. обращает внимание на то, что в меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность[1]. Каверина И.И., указывает, что будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить[2]. В обоих случаях указанные задачи отвечают потребностям общества, государства и отдельно взятого человека, и решить их можно с помощью компетентностного подхода, который входит в практику современной общеобразовательной школы. Гетманская А.А. предлагает поэтапное внедрение компетентностного подхода в обучении, она указывает, что компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, она предлагает формировать базовые общеучебные компетенции школьников: «Очевидно, что умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями»[3]. Проведя анализ особенностей содержания предмета история и возможностей учеников 6 класса, уровня их развития, я выделила в качестве наиболее актуальных следующие базовые общеучебные компетенции: - извлечение основного содержания из прочитанного,
услышанного, или увиденного; - построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; - сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания; - планирование действий и времени; - оценка результатов своей деятельности.
Пути формирования
общеучебных компетенций Проанализировав различные источники по данной проблеме, я пришла к выводу, что пути формирования общеучебных компетенций схожи с теми, как формируются умения, и включают в себя четыре этапа: 1. Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого, например, для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. 2. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. 3. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием. 4. После этого обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником. Общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале. Ученики овладевают умениями воссоздавать образы людей, анализировать исторические факты, сравнивать события и явления, находить объективные связи между фактами. Мой опыт подсказывает, что самый надежный способ
развития общеучебных компетенций - это система познавательных задач и заданий.
Познавательное задание — это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов — мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. [4]. Традиционно познавательные
задания делят на образные, логические и
оценочные. Образное задание - это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими. Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно - логического мышления. Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль. Познавательные задания логического плана очень близки познавательным задачам. Познавательная задача — это такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведут к открытию новых способов действий с историческим материалом. Методисты их подчас отождествляют с творческими, поскольку задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся. Задачи - прогнозы направлены на умение выстраивать причинно - следственные связи и аргументировано обозначать конечный результат. Задания - альтернативы требуют аргументированного выбора. Задания - дискуссии требуют самостоятельной выработки решения на основе нескольких точек зрения. В задании - противоречии сталкиваются новые знания со старыми. В заданиях - размышлениях, фантазиях важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности. Упражнения — это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями. В упражнениях нужно знать материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения приемов по заданному образцу. Все три типа заданий способствуют формированию общеучебных компетенций. В современной школе все три типа заданий входят в комплекты рабочих тетрадей по истории. Эти же задания составили основу авторской рабочей тетради по истории России для учащихся 6 класса. В чем преимущества авторской рабочей тетради? 1. Тетрадь структурирована в соответствии с учебником истории Е.В. Пчелова, что облегчает работу учащимся. 2. Тетрадь содержит цветные, красочные схемы, таблицы, рисунки, карты, что позволяет удерживать внимание учеников и поддерживает их желание выполнять задания. 3. Каждая тема сопровождается тестами, заданиями различных уровней сложности в двух вариантах, что позволяет учителю и учащемуся осуществлять контроль усвоения знаний. 4. Тетрадь содержит тексты, вопросы и задания, обращающие внимание учащихся на события в родном крае. По
содержанию региональный компонент охватывает события с древнейших времен до
начала XVII
века: первобытная эпоха, образование, возвышение и гибель дальневосточных
государств Бохай и Цзинь. Таким образом, наряду со знаниями о событиях в
Европейской части нашей Родины, ученики получают представления о событиях,
происходивших в тех же временных рамках, на территории Дальневосточного региона.
Развитие
и формирование общеучебных компетенций учащихся с помощью авторской рабочей тетради значительно
повысили уровень знаний учащихся, что отражено в таблице: «Результаты
обученности и качество знаний учащихся 6 класса 2007 – 2010 гг.»
Данные таблицы показывают высокие результаты обучения при их позитивной динамике за три года». Таким образом,
использование авторской тетради по
истории России способствует повышению
качества знаний, развитию базовых общеучебных компетенций учащихся 6 класса, повышает мотивацию школьников по
развитию самостоятельной деятельности к изучению истории. Учащиеся ежегодно
представляют свои проектные, исследовательские работы и занимают призовые места
в школьных и районных научно-практических конференциях. В течение 2007 – 2011
гг. приняли участие в конференциях различного уровня (школьного, районного) – 25 учащихся, из них
стали победителями – 14 человек.
Сноски по страницам. 1. Лебедев О.Е.
Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12 3. Гетманская А.А.
Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября».
Сайт фестиваля 2003-2004. Литература 1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального
образования: компетентностный подход. М. -2005 Интернет-ресурсы: 2. Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.// Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm. 3. Короткова М.В, Студеникин М.Т. Методика обучения истории
в схемах, таблицах, описаниях. http://old.portal-slovo.ru/download/history/KorStud.pdf | |||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1167 | | |
Всего комментариев: 0 | |