Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Учительский
сайт
ФАКТОР
Сайт учителя истории Ларисы Синяевой
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование и развитие базовых общеучебных компетенций школьников>>>


             ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  ШКОЛЬНИКОВ

                                                                                                   Л.А. Синяева

                                                                                                   учитель истории МБОУ СОШ № 3

                                                                                                   пос. Эльбан Амурского района

                                                                                                   Хабаровского края                    

Компетентностный подход в образовании 

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Лебедев О.Е. обращает внимание на то, что в меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность[1].

Каверина И.И., указывает, что  будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить[2].

В обоих случаях указанные задачи отвечают потребностям общества, государства и отдельно взятого человека, и решить их можно с помощью компетентностного подхода, который входит в практику современной общеобразовательной школы.

Гетманская А.А. предлагает поэтапное внедрение компетентностного подхода в обучении, она указывает, что компетентностный подход, как и другие инновационные подходы  в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, она предлагает формировать базовые общеучебные компетенции школьников:  

«Очевидно, что умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями»[3].

Проведя  анализ особенностей содержания предмета  история и возможностей учеников 6 класса, уровня их развития, я  выделила в качестве наиболее актуальных следующие базовые общеучебные компетенции:

    - извлечение основного содержания из прочитанного, услышанного, или увиденного;
    - точная формулировка мыслей;

    - построение оригинальных высказываний по заданному  вопросу или теме;

    - сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

    - планирование действий и времени;

    - оценка результатов своей деятельности.

 

Пути формирования общеучебных компетенций

Проанализировав различные источники по данной проблеме, я пришла к выводу, что пути  формирования общеучебных компетенций  схожи с теми, как  формируются  умения, и включают в себя четыре этапа:

1. Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого, например, для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы.

2. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях.

3. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием.

4. После этого обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником.

Общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен  самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.

Ученики овладевают умениями воссоздавать образы людей, анализировать исторические факты, сравнивать события и явления, находить объективные связи между фактами.

Мой опыт подсказывает, что самый надежный способ развития общеучебных компетенций - это система познавательных задач и заданий.

Познавательное задание — это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов — мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. [4].

          Традиционно познавательные задания  делят на образные, логические и оценочные.

Образное задание - это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими.

Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно - логического мышления.

Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль.

Познавательные задания логического плана очень близки познавательным задачам.

Познавательная задача — это такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но

и ведут к открытию новых способов действий с историческим материалом. Методисты их подчас отождествляют с творческими, поскольку задачи направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся.

Задачи - прогнозы направлены на умение выстраивать причинно - следственные

связи и аргументировано обозначать конечный результат.

Задания - альтернативы требуют аргументированного выбора.

Задания - дискуссии требуют самостоятельной выработки решения на основе

нескольких точек зрения.

В задании - противоречии сталкиваются новые знания со старыми.

В заданиях - размышлениях, фантазиях важен не конечный вывод, а процесс

творческой деятельности.

Упражнения — это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями. В упражнениях нужно знать материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения приемов по заданному образцу. Все три типа заданий способствуют формированию общеучебных компетенций.

 рис. 1. Пути формирования общеучебных компетенций школьников

В современной школе все три типа заданий входят в комплекты рабочих тетрадей по истории. Эти же  задания составили основу авторской рабочей тетради по истории России для учащихся 6 класса. В чем преимущества авторской рабочей тетради?

1. Тетрадь структурирована в соответствии с учебником истории Е.В. Пчелова, что  облегчает работу  учащимся.

2. Тетрадь содержит цветные, красочные схемы, таблицы, рисунки, карты, что позволяет удерживать внимание учеников и поддерживает их желание выполнять задания.

3. Каждая тема сопровождается тестами, заданиями различных уровней сложности в двух вариантах, что позволяет учителю и учащемуся осуществлять контроль усвоения знаний.

4. Тетрадь содержит тексты, вопросы и задания, обращающие внимание учащихся на события в родном крае.

По содержанию региональный компонент охватывает события с древнейших времен до начала XVII века: первобытная эпоха, образование, возвышение и гибель дальневосточных государств Бохай и Цзинь. Таким образом, наряду со знаниями о событиях в Европейской части нашей Родины, ученики получают представления о событиях, происходивших в тех же временных рамках, на территории Дальневосточного региона.

Развитие и формирование общеучебных компетенций учащихся с  помощью авторской рабочей тетради значительно повысили уровень знаний учащихся, что отражено в таблице: «Результаты обученности и качество знаний учащихся 6 класса 2007 – 2010 гг.»

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Успевают на «4» и «5»

Количество человек

%

2007-2008

20

15

75

2008-2009

19

15

78,9

2009-2010

6

21

17

80,9

 

Данные таблицы показывают высокие результаты обучения при их позитивной динамике за три года».

Таким образом, использование  авторской тетради по истории России способствует  повышению качества знаний, развитию базовых общеучебных компетенций учащихся  6 класса, повышает мотивацию школьников по развитию самостоятельной деятельности к изучению истории.

Учащиеся ежегодно представляют свои проектные, исследовательские работы и занимают призовые места в школьных и районных научно-практических конференциях. В течение 2007 – 2011 гг. приняли участие в конференциях различного уровня  (школьного, районного) – 25 учащихся, из них стали победителями – 14 человек.

 

Сноски по страницам.

1.  Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12
2. Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.// Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm.

3.  Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
4. Короткова М.В, Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. http://old.portal-slovo.ru/download/history/KorStud.pdf


Литература

1.  Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005
2.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 №31.
3.  Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12

Интернет-ресурсы:

 1.  Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

2. Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.// Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm.

3. Короткова М.В, Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. http://old.portal-slovo.ru/download/history/KorStud.pdf

 

 

 

           
Категория: Мои статьи | Добавил: Лора (05.11.2013) | Автор: Лариса E
Просмотров: 1167 | Теги: формирование общеучебных компетенци | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
���� ��� windows 7, portable ����, ������� ����������� ������������ ����� ���������